Главная / Услуги / Вертебрология / Травма позвоночника / Остеопоротический перелом
Остеопоротический перелом
  • В последнее время, приходя на прием к врачу-специалисту с жалобами на периодические боли в спине, суставах, снижение в росте и т.д., мы стали слышать такой диагноз, как остеопороз. К сожалению, времени на первичный врачебный прием в государственной поликлинике выделяется не так много, что зачастую сказывается на качестве консультации (в частности, действительно ли жалобы, с которыми мы пришли, связаны с таким грозным заболеванием как остеопороз).

Конечно, мы постараемся в полной мере обрисовать проблему остеопороз, но важно понимать, что данный диагноз выставляется на основании и анамнеза, и данных лабораторных, диагностических методов исследований и не может быть поставлен на основании догадок.

Итак, что же такое остеопороз.

Остеопороз - это системное заболевание скелета, которое характеризуется снижением костной массы и нарушением ее качества (микроархитектоники), что приводит к хрупкости костей.

Немного статистической информации: 85% случаев перелома костей при незначительной травме относится к первичному остеопорозу, преимущественно постменопаузальному. В возрасте старше 50 лет в России остеопороз выявляется у каждой третьей женщины и каждого четвертого мужчины.

К сожалению, остеопороз развивается не только у людей старше 50 лет.

Принято выделять следующие факторы риска:

1. Генетические

- принадлежность к европеоидной или монголоидной расе;

- наличие остеопороза, патологических переломов у близких родственников;

- женский пол (риск остеопороза для мужчин в три раза меньше, чем для женщин);

- низкий вес (до 56 кг европеоидные женщины и до 50 кг азиатские дамы, до 70 кг мужчины обеих рас);

- большая длина шейки бедренной кости относительно диафиза;

- индивидуальная непереносимость молочных продуктов.

2. Эндокринологические

- любой гормональный дисбаланс;

- ранняя менопауза (постовариэктомическая в том числе);

- позднее менархе;

- периоды аменореи в анамнезе до менопаузы;

- все виды бесплодия.

Нужно не забывать, что наш образ жизни также влияет на развитие и прогрессирование остеопороза, а именно:

- табакокурение, алкоголь;

- злоупотребление кофе;

- недостаточная физическая активность;

- избыточная физическая нагрузка;

- длительное парентеральное питание;

- алиментарный дефицит кальция (недостаток минерала в пище или нарушение его всасывания);

- гиповитаминоз D (недостаток витамина в пище или проживание в северных регионах).

Некоторые сопутствующие заболевания могут провоцировать остеопороз:

- гиперпаратиреоз, тиреотоксикоз, гиперпролактинемия, сахарный диабет, синдром Кушинга, первичный гипогонадизм, болезнь Аддисона;

- лейкоз, множественная миелома, лимфома, пернициозная анемия;

- ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева, полимиозит, системная красная волчанка;

- нарушение абсорбции;

- хроническая недостаточность кровообращения;

- хроническая почечная недостаточность;

- состояние после трансплантации органов.

И то, что мы не перестаем повторять нашим пациентам о бесконтрольном приеме медицинских препаратов и их длительном приеме. К таким лекарствам относятся: глюкокортикоиды (в перерасчете на преднизолон ≥ 7,5 мг в сутки полгода и более), тиреоидные гормоны (L-тироксин и др.), антикоагулянты (прямые, непрямые), противосудорожные средства (фенитоин и др.), литий, средства для лечения опухолей (цитостатики, цитотоксины), метатрексат, циклоспорин А, антибиотики тетрациклинового ряда, фосфат-связывающие антациды,агонисты и антагонисты гонадотропного гормона и его рилизинг фактора.

В домашних условиях пациент может оценить:

-  снижение роста! Важно понимать, что даже незначительная потеря в росте говорит о возможном прогрессировании заболевания;

- болезненность при поколачивании и пальпации позвоночника, повышенный тонус мышц спины;

- сутулость, развитие грудного кифоза и усиление лордоза в поясничном отделе;

- появление складок кожи по бокам живота.

Лечением остеопороза в основном занимаются эндокринологи, ревматологи и травматологи-ортопеды.

При подозрении на остеопороз врач ставит себе определенные цели: провести дообследование и исключить другие заболевания, такие как остеомаляция, миелома и др.; определить причину, факторы влияющие на заболевание; оценить степень риска возможного перелома кости; подобрать лечение; наметить план ведения пациента.

Обследование включает в себя: сбор анамнеза, а так же объективный осмотр, физикальное исследование с антропометрией; лучевая диагностика (рентгенографический, томографический и денситометрические методы) диагностика; биохимические методы (анализ крови); исследование биоптата при подозрении на остеомаляцию, миелому.

Зачем нужно определять причину заболевания и факторы влияющие на прогрессирование заболевания?

Ответ прост: исключив факторы, мы замедляем прогрессирование заболевания, выявив причину, можем назначить не симптоматическую терапию, а лечение, направленное на восстановление костной массы и значительно улучшить качество жизни наших пациентов, снизить риск возможных переломов костей скелета!

Важно понимать, что лечение остеопороза подбирается не за один прием у врача! Остеопороз - это сложное мультифакторное и полиэтиологическое заболевание.

Лечение может начинаться с диеты на начальных стадиях заболевания,  с назначением сильнодействующих препаратов на стадии прогрессирования (когда одной диеты организму уже не хватает) и уже подключения оперативного лечения в запущенных ситуациях с дальнейшим приемом препаратов и назначением диеты.

Не назначайте себе самостоятельно лечение остеопороза, особенно «по рекомендации соседки», помните, что бесконтрольный прием (даже казалось бы безвредных препаратов) Кальция и витамина Д может приводить к тяжелым осложнениям в виде кальциноза стенок сосудов и т.д.

Только врач может поставить диагноз и подобрать адекватное лечение, минимизировав возможные осложнения!

Приглашаем на очную консультацию к врачам-траватологам-ортопедам НувельКлиник!