Плоскостопие
  • Плоскостопие.

Выделяют 2 основных варианта плоскостопия- продольное и поперечное.

Продольное плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит уплощение (понижение) продольного свода. Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное.

Врожденное продольное плоскостопие встречается редко и является следствием первичных внутриутробных пороков развития тканей эмбриона. Лечение проводят с первых дней жизни ребенка этапными гипсовыми повязками, редрессациями, ортопедической обувью.

Приобретенное продольное плоскостопие развивается вследствие переломов костей стопы и голеностопного сустава или при повреждении мягких тканей, укрепляющих свод стопы. Наиболее часто встречается статическое продольное плоскостопие, т.е. плоскостопие, развивающееся вследствие перегрузок. Перегрузка возникает при значительном увеличении массы тела человека, при тяжелой физической работе с переносом тяжестей и длительным пребыванием на ногах, когда исчерпаны компенсаторные возможности организма и дополнительная нагрузка становится чрезмерной. На фоне слабости мышечно-связочного аппарата, под влиянием неблагоприятных факторов (тяжелая работа, нерациональная обувь, беременность и др.) может развиваться продольное плоскостопие.

Таким образом, причины развития плоскостопия разнообразны и в основном зависят от состояния мышечно-связочного-костного аппарата, а также различных внешних воздействий на него.

Диагноз продольного плоскостопия основывается на клиническом обследовании и данных падометрии, плантографии и рентгенометрии.

Клинические проявления.

К ранним симптомам продольного плоскостопия относится утомляемость нижних конечностей, периодические боли в области продольного свода, в голенях при ходьбе и к концу дня. С увеличением степени плоскостопия боли усиливаются, носят постоянный характер. Возможно возникновение отечности стоп и голеностопных суставов. Возникает затруднение в подборе обуви.

Лечение.

Консервативное. Лечение направлено на снятие болевого синдрома и профилактику  прогрессирования деформации. С этой целью применяется ежедневный массаж и лечебная гимнастика. Важная роль при лечении продольного плоскостопия отводится назначению и подбору ортопедических стелек и ортопедической обуви.

Поперечное плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит уплощение (понижение) поперечного свода. Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное.

Врожденное поперечное плоскостопие встречается редко.

Приобретенное поперечное плоскостопие чаще всего бывает статическим. Причины развития статического поперечного плоскостопия можно условно разделить на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся наследственно-конституциональное предрасположение, первичная слабость мышечно-связочного аппарта, дисплазия. Особенности строения и функции переднего отдела стопы способствуют распластыванию поперечного свода. При снижении продольного свода возникает патологическая нагрузка на сустав первого пальца стопы (головка 1-ой плюсневой кости), вследствие чего визуально отмечается дефорамция первого пальца с возникновением экзостоза ("шишки").

Диагноз поперечного плоскостопия устанавливают на основании клиники и подтверждают его рентгенологическими и плантографическими исследованиями.

Клинические проявления.

Больные, страдающие поперечным плоскостопием, жалуются вначале на утомляемость нижних конечностей при стоянии и ходьбе, периодические боли в области сустава первого пальца стопы (головка 1-ой плюсневой кости) и со стороны подошвы под пальцами стопы. С увеличением деформации, боли при нагрузке усиливаются, становятся постоянными, беспокоят остаточные боли в покое. Больные жалуются на наличие деформации, трудности в подборе обуви, болезненные омозолелости кожи, мозоли пальцев.

Лечение.

Консервативное. Лечение направлено на снятие болевого синдрома и профилактику  прогрессирования деформации. С этой целью применяется ежедневный массаж и лечебная гимнастика. Важная роль при лечении поперечного плоскостопия отводится назначению и подбору ортопедических стелек и ортопедической обуви. В случае прогрессирования деформации первого пальца, нарушении функции стоп, выраженного стойкого болевого синдрома и безуспешного консервативного лечения показан оперативный метод лечения.